Мероприятия

Рабочая встреча Экспертного совета в Министерстве экономического развития РФ

Главная страница Все мероприятия
Сопредседатель Экспертного совета Государственной Думы Сергей Катасонов провел рабочую встречу с заместителем министра экономического развития Российской Федерации Алексеем Херсонцевым
Основной темой встречи стало обсуждение Позиции Экспертного совета "О перспективах поэтапного снятия запрета на оптовую и розничную торговлю никотинсодержащей продукцией, предназначенной для потребления никотина и его доставки посредством сосания и жевания (никпэков)".

Указанный запрет был введен Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции».

Эксперты отмечают, что оборот данной продукции не остановился. Показатели нелегального оборота оцениваются в 50 – 75% от уровня, предшествовавшего запрету. По экспертным оценкам потери бюджета в виде недополученного акциза и НДС с января 2020г. по настоящее время оцениваются в сумму около 95 млрд. рублей.

С момента введения запрета на оптовую и розничную торговлю НСП, предназначенной для потребления никотина и его доставки посредством сосания и жевания, в институциональной среде произошли значительные изменения, упорядочившие законодательное регулирование и контрольно-надзорную деятельность в отношении никотинсодержащей продукции. Все виды НСП полностью приравнены к табачной продукции в части регулирования оборота и потребления. Введена их цифровая маркировка и прослеживаемость в системе ГИС МТ. С 2024 года применяется лицензирование производства и импорта такой продукции и сырья для ее выпуска, учет основного технологического оборудования. Появился новый госрегулятор производства и оборота – Минфин России и новый контрольно-надзорный орган – Росалкогольтабакконтроль.

Минфин России в своём ответе на запрос Ассоциации Совет по вопросам развития табачной промышленности (прилагается),подчеркнул, что считает возможным предметное обсуждение вопроса снятия запрета на оптовую и розничную продажу никпэков только при условии принятия акта в сфере технического регулирования (техрегламента ЕАЭС на НСП или национального стандарта с указанием последнего в Едином перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. № 2425) и установления обязательных требований к никпэкам с одновременным признанием их подакцизным товаром и установлением для них ценового регулирования, предусмотренного статьей 7 Федерального закона от 13 июня 2023 г. № 203-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства».

Минфин также отметил, что «установление обязательных требований к безопасности данной продукции и введение специализированного государственного контроля за ее производством и оборотом приведет к сокращению нелегального сегмента рынка в части данной продукции и позволит увеличить доходы бюджетной системы РФ».

Минпромторг России совместно с ННЦК в докладе «Оценка достаточности и целесообразности обязательных требований, запретов и ограничений, оказывающих существенное влияние на объемы легального производства и оборота промышленной продукции» за 2024 г. также рекомендовали ввести в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р «Никотинсодержащая продукция для орального потребления. Общие технические условия», устанавливающий обязательные требования к никпэкам, и включить его в Перечень № 2425 (выдержка прилагается).

Экспертный совет поддерживает позицию Минфина и Минпромторга России относительно целесообразности заблаговременного принятия национального стандарта «Никотинсодержащая продукция орального потребления. Общие технические условия» и считает, что принятие такого ГОСТа не будет противоречить российскому законодательству, в т.ч. в области технического регулирования, т.к. в настоящее время запрету подлежат только оптовая и розничная продажа никпэков, но не другие виды их оборота (импорт, экспорт, транспортировка, хранение), и, тем более, не их производство.

Национальный стандарт в данном случае может создать необходимые ориентиры для организации производственных процессов, формирования перспективных подходов к обеспечению качества и безопасности российской продукции, экспортируемой в страны ЕАЭС и дальнего зарубежья.

При этом, наличие принятого ГОСТа на никпэки не будет вступать в противоречие с установленным запретом на их оптовую и розничную продажу и подразумевать какие-либо послабления или исключения из последнего: имеются примеры действующих ГОСТов на другие виды продукции, розничная торговля которыми была запрещена (например, на слабоалкогольные тонизирующие напитки).

Данный ГОСТ не сможет применяться для регулирования оборота никпэков на внутреннем рынке до вынесения решения о снятии запрета на оптовую и розничную торговлю ими. Однако, в совокупности с разрабатываемым в настоящее время ГОСТом на идентификацию никпэков, ГОСТ с общими техническими условиями будет способствовать повышению эффективности правоприменительной практики в отношении пресечения нелегального оборота такой продукции и создаст необходимые условия для инициирования процесса легализации данной продукции на внутреннем рынке.

C учетом вышеизложенного, Экспертный совет считает необходимым возобновить разработку ГОСТа Р «Никотинсодержащая продукция орального потребления. Общие технические условия» в Национальной программе стандартизации в рамках технического комитета по стандартизации «Табак и табачные изделия» (ТК 153).