Мероприятия

Заседание Межведомственной отраслевой рабочей группы при Государственной комиссии

Главная страница Все мероприятия
Под председательством заместителя Министра промышленности и торговли РФ Приезжевой Екатерины Геннадьевны 23 апреля 2025 года состоялось заседание Межведомственной отраслевой рабочей группы по сокращению нелегального рынка табачной и никотинсодержащей продукции при Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Председатель Парламентского клуба Катасонов С.М. представил позицию Экспертного совета Государственной Думы по государственному регулированию табачной и никотинсодержащей отрасли в рамках повестки заседания Рабочей группы.

Позиция Экспертного совета по вопросу разработки ГОСТ Р «Бестабачная никотинсодержащая продукция орального потребления (никпэки). Общие технические условия».

1. На фоне постоянного совершенствования системы государственного регулирования производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции целесообразность легализации никпэков концептуально поддерживается органами государственной власти Российской Федерации.

В рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 27 марта 2024 г., данного по результатам рассмотрения обращения группы компаний «ITMS» с предложением легализовать оборот бестабачной никотинсодержащей продукции, предназначенной для жевания или сосания (никпэков), ряд федеральных органов исполнительной власти выразил согласие с данным предложением при выполнении ряда предварительных условий. В целях подготовки к поэтапному снятию запрета ими была отмечена необходимость заблаговременно установления обязательных требований к такой продукции.

Министерство финансов России в ответном письме от 08.05.2024 г. № 27-04-15/42669 в адрес ассоциации «Союз по вопросам развития табачной промышленности» отметило, что установление обязательных требований к безопасности данной продукции (в виде техрегламента ЕАЭС на никотинсодержащую продукцию или национального стандарта с указанием последнего в Едином перечне продукции, подлежащей декларированию соответствия, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2021 г. № 2425) и введение специализированного государственного контроля за ее производством и оборотом приведет к сокращению нелегального сегмента рынка в части данной продукции и позволит увеличить доходы бюджетной системы РФ.
Минпромторг России и ННЦК в рамках совместного документа «Оценка достаточности и целесообразности обязательных требований, запретов и ограничений, оказывающих существенное влияние на объемы легального производства и оборота промышленной продукции» за 2024 год также поддержали необходимость установления обязательных требований к никпэкам в форме ГОСТа Р «Общие технические условия» и его включения в Перечень № 2425.
В марте 2025 г. Экспертный Совет Государственной Думы РФ по развитию конкуренции на рынках никотинсодержащей продукции, вопросам государственного регулирования отношений в сфере производства и оборота табачной и инновационной никотинсодержащей продукции в своих обращениях в адрес Минпромторга России и Росстандарта поддержал разработку ГОСТа Р «Бестабачная никотинсодержащая продукция орального потребления. Общие технические условия» и просил адресатов оказать содействие на данном направлении.
Аналогичную позицию занял и Экспертный Совет по детенизации (обелению) экономики по Комитете Государственной Думы по экономической политике, отметивший в своей резолюции от 28 марта 2025 г., что принятие ГОСТа с обязательными требованиями к безопасности продукции, включая установление максимального порога содержания никотина, является первостепенным документом для процесса легализации. В резолюции содержался призыв взять за основу проект соответствующего ГОСТа Р, разработка которого была в основном завершена к 2020 г.
Необходимо учитывать, что хотя с момента фактического введения запрета прошло более пяти лет, в России по-прежнему существует спрос на данную продукцию. Ее оборот не исчез, а полностью переместился в нелегальную сферу. Его текущие объемы оцениваются в 50-75% от уровня, предшествовавшего запрету. По экспертным оценкам, потери бюджета в виде недополученного акциза и НДС с января 2020 г. по настоящее время оцениваются в сумму около 95 млрд. рублей .
На этом фоне, за пять лет, прошедших с момента указанного запрета, в институциональной среде произошли значительные изменения, упорядочившие законодательное регулирование и контрольно-надзорную деятельность в отношении никотинсодержащей продукции. Все виды НСП полностью приравнены к табачной продукции в части регулирования оборота и потребления. Введена их цифровая маркировка и прослеживаемость в системе ГИС МТ. С 2024 года применяется лицензирование производства и импорта такой продукции и сырья для ее выпуска, учет основного технологического оборудования. Появился новый госрегулятор производства и оборота – Минфин России и новый контрольно-надзорный орган – Росалкогольтабакконтроль. В мае 2025 г. по поручению Правительства России подготовлен законопроект о введении лицензирования оптовой и розничной торговли соответствующей продукцией.
Таким образом, принятие вышеуказанного ГОСТа будет способствовать дальнейшему расширению и совершенствованию системы регулирования производства и оборота никотинсодержащей продукции, а в случае последующей легализации данной продуктовой категории - сокращению нелегального сегмента рынка и увеличению доходов бюджета.

2. Несмотря на запрет оптовой и розничной торговли никпэками, их производство для экспорта, вывоз и хранение не запрещены , в связи с чем законодательством предусматривается возможность установления к ним общих технических условий в виде национального стандарта. ГОСТ не будет противоречить действующему запрету на розничную и оптовую торговлю и не может отменить его.
Оптовая и розничная торговля являются лишь одними из нескольких видов оборота продукции - как в соответствии с Гражданским кодексом, так и Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства" от 13.06.2023 № 203-ФЗ. В условиях запрета торговли у хозяйствующих субъектов сохраняется право производить никпэки, хранить и перевозить их, в т.ч. для продажи за рубежом.
Законодательство ЕАЭС признает наличие никотинсодержащей продукции для орального потребленеия и не предусматривает запрета на ее оборот на уровне ЕАЭС, оставляя его на усмотрение отдельных государств-членов. Никпэки свободно обращаются в Беларуси и Армении.
По этой причине правовых препятствий для разработки в России ГОСТа на такую продукцию не имеется.
Наличие принятого ГОСТа на никпэки не будет вступать в противоречие с установленным запретом на их оптовую и розничную продажу и подразумевать какие-либо послабления или исключения из последнего. Оно не будет провоцировать гипотетическое возникновение «неоднозначного толкования положений стандарта и возникновения спорных ситуаций, в том числе связанных с использованием факта наличия стандарта как разрешения на ведение противозаконной деятельности по реализации никотинсодержащей продукции для жевания, сосания, нюханья», отмечаемое Росстандартом в качестве основного риска принятия ГОСТа до снятия запрета на торговлю. Имеются примеры действующих ГОСТов на другие виды продукции, розничная торговля которыми была запрещена (например, на слабоалкогольные тонизирующие напитки) .
ГОСТ, устанавливающий общие технические требования к продукции, становится подзаконным нормативно-правовым актом только после придания ему обязательного характера посредством включения в «Перечень № 2425». Даже после этого в силу своего подзаконного статуса он не может отменить норму, запрещающую оптовую и розничную торговлю, которая установлена федеральным законом.
Таким образом, данный ГОСТ не сможет применяться для регулирования оборота никпэков на внутреннем рынке до вынесения решения о снятии запрета на оптовую и розничную торговлю ими. Однако, в совокупности с разрабатываемым в настоящее время ГОСТом на идентификацию никпэков, ГОСТ с общими техническими условиями будет способствовать повышению эффективности правоприменительной практики в отношении пресечения нелегального оборота такой продукции и создаст необходимые условия для инициирования процесса легализации данной продукции на внутреннем рынке.

3. Положительным результатом второго уровня от принятия государственного стандарта может стать усиление конкурентных позиций российской экспортной продукции и защита потребителей на ведущих экспортных рынках.
3.1 ГОСТ как подтверждение качества продукции, производимой российскими компаниями
Подтверждение соответствия российской продукции государственным стандартам предоставит такому товару конкурентное преимущество на зарубежных рынках, на которых отсутствует национальное регулирование такой продукции, повысит доверие к производителю.
3.2 ГОСТ для целей защиты потребителей за рубежом и создания единых стандартов для производства продукции
Продукция, произведенная без стандартов, как это произошло недавно в России с аромаингаляторами азиатского происхождения, может представлять угрозу для здоровья зарубежных потребителей в тех странах, в которых отсутствует национальное регулирование такой продукции. Разработка и принятие ГОСТа в отношении никпэков будет способствовать внутреннему контролю качества при разработке продукта на экспорт, поскольку в отношении них в любом случае требуются стандарты для предотвращения вреда здоровью – максимальное содержание никотина, регулирование состава сырья, добавок и пр. В отсутствие стандартизации характеристики продукции будет неконтролируемыми. Разработка государственного стандарта с требованиями к безопасности и предупреждениями о рисках позволит минимизировать такие риски.
3.3 ГОСТ для целей упрощения таможенных процедур
При экспорте таможенные органы должны идентифицировать товар, а также - в отдельных случаях - убедиться, что он не содержит вредных, опасных или запрещенных веществ. Если в отношении продукции существует ГОСТ, регламентирующий содержание различных веществ в продукции, это сможет при необходимости облегчить прохождение таможенных процедур при экспорте продукции.
Кроме того, ГОСТ на никпэки будет способствовать гармонизации с международной классификацией товаров (код ТН ВЭД ЕАЭС 2404).
3.4 ГОСТ для обеспечения гибкости/технологической унификации российских производств
Российским производителям, производящим никпэки для зарубежных заказчиков, будет необходимо учитывать различные требования (стандарты третьих стран, где они установлены). В частности, при разработке российского ГОСТа можно было бы учесть в нем основные требования аналогичного стандарта Республики Беларусь, как крупнейшего в обозримом будущем рынка сбыта российских никпэков. Наличие ГОСТа позволит унифицировать технологию, и, как следствие, будет способствовать более легкой адаптации производства под стандарты основных стран-импортеров.
Фото пресс-службы Минпромторга РФ.